#NotBadCinema Длинные планы в кино и фильмы, снятые одним кадром Длинный план появился в немом кино. Затем этот интересный приём применялся в фильмах Ж. Ренуара, О. Уэллса, А. Хичкока, а как изобразительный прием утвердился в картинах М. Антониони, М. Калатозова, А. Тарковского, позволяя добавить реалистичности происходящему на экранах. Постепенно этот приём породил и ещё более интересный подход в съемках кино – это создание фильма без использования монтажных склеек. Конечно, если фильм снимается одним кадром, это сильно ограничивает режиссёра в выборе способов удержания внимания зрителя: экшен-сцены, сложные динамичные трюки, погони и т.д. – всё это становится большой проблемой съёмочного процесса. Очень часто в ходе репетиций сцен фильма съёмочной группе приходится отказываться от многих идей из-за невозможности их реализации именно в картине, снятой одним кадром. Существует пример, когда съемка одним кадром велась несколькими камерами, а в дальнейшем изображение с них было объединено при помощи сегментирования экрана для восприятия происходящего с точки зрения всех героев фильма (речь о картине «Тайм-код», которая является первым однокадровым полным метром). Большую часть времени в ходе работы над фильмом занимает не сам съемочный процесс, а именно дотошные репетиции, в ходе которых актёры и съёмочная группа пошагово запоминают все свои действия. Интересно, что для таких картин указывают количество дублей – ведь зрителю интересно, с какого именно дубля удалось полностью снять отрепетированный ранее фильм. Например, на съемки картины «Русский ковчег» с участием двух тысяч актеров и трех оркестров был выделен всего один день, подготовка же растянулась на три года (с учетом семи месяцев репетиций). В итоге всё удалось снять с третьего дубля. Существуют примеры, когда удача улыбалась съемочной группе лишь на 10 дубле. Огромная работа в ходе съемок таких фильмов проводится оператором и его командой. Стурла Брандт Грёвлен, оператор фильма «Виктория», так отзывался о своей работе в одном из интервью: «…Думаю, задача любого оператора заключается в том, чтобы убрать у зрителя мысли о работе камеры, чтобы он не думал о том, кем является камера, от чьего лица мы видим происходящее и так далее. Своей работой я старался передать настроение героев, вовлечь зрителя в действие, помочь пережить то же, что переживают персонажи… На мой взгляд, длинный кадр позволяет зрителю чувствовать себя более свободным, избавляет от авторского манипулирования...». Кроме фильмов с длинными планами и фильмов, снятых одним кадром существует нечто среднее – когда картина создает впечатление снятой без монтажных склеек. На деле она состоит из длинных планов, а монтажные склейки в ней стараются замаскировать путём точной организации монтажных кадров (а в современном кинематографе – ещё и путём цифровой обработки изображения). Мы предлагаем вашему вниманию подборку фильмов, снятых одним кадром и длинными планами. Фильмы без монтажных склеек: Русский ковчег (2002) Тайм-код (2000) Один кадр (2008) Виктория (2015) Круг (2005) Ана Арабия (2013) Фильмы с незаметными монтажными склейками: Верёвка (1948) Тихий дом (2012) Бёрдмэн (2015)